Вторник, 19.03.2024, 06:49
| RSS
Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта
Наш опрос
Дэнэ фыздэщыщхэр
Всего ответов: 419
Другие сайты
  • ГРТК "Адыгея"
  • Адыгэ хэку
  • Вести КБР
  • Elot.ru
  • Адыги
  • Черкесская Каллиграфия

    Мифоэпические алфавиты (адыго-абхазская языковая семья).
    В этой книге представлены мифоэпические алфавиты, разработанные на графической основе древней письменности далеких предков народов Западного Кавказа и родовых знаков (тамг) адыгов, абазин, абхазов и убыхов. Эти алфавиты должны дать новый импульс в развитии эстетического изобразительного пространства адыго-абхазских языков в виде каллиграфии и способствовать формированию навыков национального композиционного мышления.
    Предлагаемые алфавиты могли бы служить языку национальной мифологии, нартского эпоса, легенд, преданий, сказок и всей традиционной культуре народов Западного Кавказа.

    Работа над созданием адыгского алфавита на таурской*  (тамгической) основе была начата в 1983 году и один из вариантов этого алфавита был опубликован в 1990 году в газете  «Гъуазэ»1. В последующие годы для более удобного использования алфавитов в письменном виде, некоторые знаки были заменены. Многие народы в мире, наряду со своей традиционной письменностью, пользуются, к примеру, латинской графикой, как наиболее распространенной. В древности тоже есть примеры использования двух алфавитов, к примеру, священные тексты писались одним письмом, а хозяйственные и прочие записи другим. Уже многие годы в адыгском мире ведутся дебаты по поводу несовершенства алфавита. Есть много предложений унифицировать современные алфавиты на основе кириллицы, есть предложения вернуться к латинице, которая уже была в начале прошлого века, есть даже предложения использовать греческий алфавит.

    Предлагаемые нартские мифоэпические алфавиты созданные на исконно адыго-абхазской графической основе могли бы служить языку национальной мифологии, нартского эпоса, легенд, преданий, сказок и всей традиционной культуре народов Западного Кавказа.
    Диалектную основу нартского эпоса необходимо сохранить как первоисточник национальной культуры и мифоэпические алфавиты, базирующиеся на основе родовых знаков, графическая основа которых восходит к древним формам письма далеких предков адыго-абхазов, предлагаются для осуществления этих задач.

    Археологический материал позволяет проследить, как эта знаковая система сопровождала адыгов, абазин, абхазов и убыхов на всех этапах формирования их этноса. Тауры (тамги) считались священными. Они функционировали как знак собственности, герб, производственное клеймо, печать и подпись. Тауры писались, их вышивали, вырезали на дереве, изображали на циновках, гравировали, высекали в камне. Основа западнокавказской орнаментики тамгообразна, и нам кажется естественным перерастание этих функций в основу нартских мифоэпических алфавитов. Есть веские основания считать мифоэпические алфавиты не каким-то абсолютно новым явлением в традиционной культуре западнокавказских народов, но новым вариантом письменности, знаковая система которой прослеживается на археологическом и этнографическом материале с 9 тысячелетия до н.э. и не утрачена и в наше время. Просто на каких-то этапах эта знаковая система функционировала как пиктографическая, силлабическая письменность или переходила в магические знаки, орнаментику, в родовые знаки и т.п. Кроме Кавказа эта графическая основа представлена в культурах доиндоевропейских средиземноморских народов генетическое родство которых с прасеверокавказскими народами убедительно сформулировано многими видными учеными-лингвистами, этнографами и археологами.    

    По-видимому, письменность у далеких предков адыго-абхазов функционировала на уровне жрецов и как минимум несколько раз возрождалась. По крайней мере пиктографические знаки на камнях галечника  Махошкушха2, открытые адыгейским археологом П. У. Аутлевым в 1984 году в нескольких километрах от столицы Адыгеи Майкопа, датируемые 9 тыс. до н.э., знаки письменности на Майкопской плите датируемые 13-12 вв. до н.э., аквинская (сухумская) строительная надпись 2 в. до н.э. и родовые знаки (тауры-тамги) адыгов, абазин, абхазов и убыхов не забытые и в наше время, имеют явно единую графическую основу.  Отбор родовых знаков для нартских мифоэпических алфавитов проводился в основном по принципу соответствия начальной буквы фамилии и фонемы. Из многих фамильных тауров (тамг), имеющих различные начертания и  начинающихся на одну и ту же букву, были взяты те, у которых наиболее часто повторялись элементы этой группы. Кроме того, учитывались характерные особенности и графическое разнообразие. В алфавит вошли и некоторые знаки письма Махошкушха.

    Языки адыго-абхазской языковой семьи насчитывают около сто сорока фонем и использование знаков письма кириллицы и латиницы могут в какой-то степени решить проблемы литературных языков, но отобразить фонетическое разнообразие западно-кавказских диалектов, на которых зафиксированы священные тексты нартского эпоса и многие фольклорные материалы, они не в состоянии. Точнее не в состоянии добиться того, чтобы каждой фонеме соответствовала одна графема, не отягченная сложными диакритическими знаками и такими схоластическими методами, при которых пишется «Б», а читается «А». В частности в убыхском языке, как утверждают лингвисты, две гласные, но при этом, например буква «ы» может реализоваться как «и» в одном случае или как буква «а» — в другом. Гласная «о», которой, как бы вообще нет в убыхском языке, должна в некоторых случаях возникнуть в результате медитации над буквой «а» и т.п. Подобные случаи нередки в мировой практике, но это связано с консервативностью многовековых письменных традиций и следовать системе «не верь глазам своим» при создании новых алфавитов нет никакой надобности.

    В предлагаемых нартских мифоэпических алфавитах подобные недоразумения исключены, так как эти алфавиты предназначены не для математической игры профессиональных лингвистов, а для сохранения адыгского, абазинского, абхазского и возрождения убыхского языка в контексте традиционной духовной ориентации этих народов. Кроме всего вышеперечисленного, все эти народы имеют генетическую предрасположенность к восприятию письменности на основе фамильных тауров (тамг), восходящих к знакам древней письменности народов Западного Кавказа. Эта алфавитная система может дать новый импульс в развитии эстетического изобразительного пространства родных языков в виде каллиграфии, и, надеюсь, займет достойное место в искусстве адыго-абхазских народов.











































































    Даур Р. И.
    Поиск
    Мини-чат
    300
    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz