Вторник, 11.12.2018, 10:21
| RSS
Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта
Наш опрос
Дэнэ фыздэщыщхэр
Всего ответов: 335
Другие сайты
  • ГРТК "Адыгея"
  • Адыгэ хэку
  • Вести КБР
  • Elot.ru
  • Адыги
  • Структурная особенность адыгской песни

       Народная песня является результатом многовекового развития. Она впитала в себя дух своего времени, правдиво и искренно отражая народ, быт, культуру, обычаи и традиции.Жанровое разнообразие адыгских народных песен (свадебно-обрядовых, историко-героических, трудовых, лирических, шуточных, сатирических и застольных) свидетельствует о том, что они отражают всю полноту жизни и деятельности народа.

    Характеристику форм изложения, мелодический строй традиционных адыгских песен целесообразно начинать, на наш взгляд, с героического нартского эпоса, потому что это нам даст возможность проследить за становлением, «кристализацией» мелодики адыгских исторических, героических песен. Одновременно это даст возможность также выявить нам основные средства выразительности, художественную и общественную значимость мелодии. В своей работе Л.Мазель пишет о вышесказанном о том, что «значимость мелодии – это явление природы, как явление музыкального искусства, относящегося именно к области общественного сознания» .

    Специфическая особенность фольклорного творчества обусловлена, в отличие от письменной, художественной литературы, его основными определяющими признаками являются – коллективность, устность и анонимность. В этом плане эпос занимает особое место. Салакая Ш.Х. об этом пишет: «Эпос – полистадиален, многослоен» 

    Народный эпос, широко бытующий у адыгов, а также у абхазов, свидетельствует об интернациональном характере эпоса.

    В нашем исследовании мы хотим показать несколько образцов песен и тостов, проследить за формой изложения мелодики нартских песен и их эволюцией. В этом отношении интерес представляет песня о нарте Нэсрэне (нарт Нэсрэн и уэрэд), прозванного Прометеем. В адыгском эпосе «Нарты» Нэсрэн выведен как герой, пытающийся отнять у бога огонь и санэ (санэ — напиток жизни) и отдать их людям. За это он был наказан богом и прикован к горе Iушхамахуэ . Песня записана у К.Сижажева, в селе Заюкова Эльбрусского района Кабардино-Балкарской республики Т.К.Шейблером (тогда была КБ АССР) [Музыкальная культура Кабардино-Балкарской АССР. 1940.]

    Музыкальный анализ мелодии: она состоит из трех звуков. Многократно повторяющийся звук «до». Определение ладовой принадлежности данной мелодии довольно затруднительно ввиду отсутствия ясно выраженного звука (в музыке понимание мажора и минора), дающего возможность определить лад.

    Здесь нам надо отметить, что неясного интонирования звука «ре», установлено, что, в свою очередь, вынуждает нас брать под сомнение умение исполнителя-певца. (Часто бывает, когда певец неточно интонирует тот или иной звук).

    Сколько мы знаем, в записи музыкального фольклора адыгов встречается, когда певец неточно интонирует тот или иной звук. Это приводит нас к выводу о том, что в свое время вместо звука «ре» в мелодии мог звучать «ре бемоль», что, в сущности, решало бы проблему определения ладовой принадлежности данной мелодии без затруднения. В связи с этим звук «ре бемоль», потеряв свое прежнее звучание, мог обрести неясность в интонации, а звук «до» — самый устойчивый – остался неизменным, устойчивым.

    Кулаковский Л.В. в своей работе отмечает, «ладовые устои, ладовые тяготения обозначились весьма постепенно, поэтому древние мелодии так часто кажутся нам «полуустойчивыми», не вполне завершенными, а звуки, их составляющие, почти однородными по своим ладовым функциям» 

    По данной мелодии мы видим, что в те далекие времена складывались основы – традиции коллективного пения – исполнительства (запевала-солист и хоровое сопровождение).

    Песня Бэдынэкъо (кабардинский вариант) имеет стройную форму, развитую мелодию с довольно широким диапазоном (интервал – малой сексты), придающий песне большой эмоциональный накал. Отличает песню гибкость изложения мелодии и разнообразие ритмической структуры.

    Мелодия песни состоит из отдельных «попевок», которые в сумме дают законченное музыкальное произведение.

    В современном понимании мажорно-минорной системы в ре-мажоре должна присутствовать седьмая высокая ступень (до-диез). В данной мелодии это ступень низкая (до), вследствие этого тональность именуется ремажор с пониженной седьмой ступенью (миксолидийский лад с основным тоном ре). Для сравнительного анализа приводим песню из нартского эпоса героя Бадынока (Бэдынокъуэ и пшынальэ).

    Эти две песни имеют элементы сходства и различия:

    1. Бадыноко – герой нартского эпоса и народ радуется его подвигам и первом и втором варианте.

    2. Мелодия обеих песен – она сама имеет одну форму и законченную мысль.

    3. Обе песни сложены из отдельных попевок, имеют характер хоровой пляски и располагают к многократному повторению.

    4. Обе мелодии изложены в пределах одного интервала (малая секста) и в мажорном ладу и т.д.

    Еще один вариант пшинатль о Бадыноко. Здесь анализ песни показывает, что диапазон солиста остается неизменным (и обладает как с ранее приведенными примерами №2 и №3) движением мелодии сверху вниз.

    В следующем примере «Нарт пщибадыноко» мы видим, что в песне произошли знаменательные изменения. «Пшинатль о Бадыноко» — мелодия певца имеет диапазон (малая секста). Гибкость движения мелодия приобретает за счет активных терцовых и кварто-квинтовых созвучий.

    Чтобы понять тенденцию развития песен нартского эпоса, мы хотим привести один образец, посвященный одному из героев эпоса. Песня записана Г.К.Чичем в адыгейском ауле Псейтук в 1979 году.

    Хъымышыкъо Пэтэрэз – в нартском эпосе Пэтэрэз выведен героем, борющемся с несправедливостью и жестокостью. По характеру «попевок» напоминает хороводную пляску с присущей ей многократностью повторений. В песне Хымышыко Пэтэрэз и Пэтэрэз видим не только ритмические и интонационные различия, а различия в форме изложений.

    Следующая песня, которая популярна среди адыгов, о мужественной борьбе адыгского племени – кабардинцев – историческая песня.

    Ночное нападение на кабардинцев – къэбэртаемэ ячэщтэу – в этой песне большой сложностью и богатства принадлежит ритмического рисунка (т.е. простое и сложное чередование ритмов – шестнадцатых, восьмых и триолей). Острый ритмический рисунок придает мелодии гибкость (сложно-ритмическая структура мелодии профессионально сочетаются для солиста – исполнителя). Отдельно в мелодии ритм солиста переходит ровными длительными (восьмые, неустойчивая ступень лада и доминантсептакорд). Здесь также видим длинные звуки, построенные на звуках трезвучий. Если более подробно дать музыковедческий анализ – на первый взгляд, мелодия кажется простая. Но это только внешний характер. Она довольно подвижна и гибка, за счет коротких длительностей получает интенсивное движение и развитие. В музыке чувствуется сочетание неразрывных интонаций плача (гъыбзэ), выражающее горе адыгского народа и решительные такие интонации кварты – сигналы к борьбе.

    В своей работе это подтверждает З.М.Налоев и пишет: «Народного ополчения, брошенного при отступлении княжеской конницы и оставшегося один на один с грозным противником». [7] Песня «Ночное нападение на кабардинцев» – является одним из уникальных неповторимых образцов народного песнопения. Такая форма исполнения на примере старинной адыгской песни в Адыюхе. Мы даем два варианта этой песни.

    Она классическая и структура произведения не такая сложная. Оба образца «Адыюхе» ладово и тонально идентичны, но различаются метром и ритмом. Для адыгской музыки характерной особенностью является диатоничность натурального мажора и минора. Музыкальные фольклорные материалы показывают, что гармонический минор не очень характерен в народной музыке. Он встречается в инструментальной музыке, а для песнопения более характерен натуральный минор.

    В итоге мы можем сказать, что появившаяся повышенная седьмая ступень в песне «Адыюх» чувствуется некоторое влияние нового времени музыки. Второй вариант этой песни показывает эволюцию не только ладового плана, но и появление припева. Таких примеров в адыгской народной музыке немало.

    Хотим отметить, в адыгском музыкальном фольклоре часто встречается полифония. Примером этому служит песня из нашего исследования (в конце даются все песни с нотными приложениями).

    Проанализировав некоторые структурные особенности народной адыгской песни, нартские и исторические жанры, видно, что они представляют живой памятник, передающий неудержимое стремление народа к свободе, его психологический склад и в целом духовно-историческую жизнь наследия.

    Автор: Д.А.Чурей

     24.08.2012

    Д.А.Чурей,

    кандидат филологических наук,

    старший научный сотрудник КБИГИ

    Литература

    1.  Ашхотов Б.Г. Традиционная адыгская песня-плач (Гъыбзэ). Нальчик, 2002.

    2.  Ашхотов Б.Г. О некоторых способах структурной организации поэтического текста в адыгском музыкальном фольклоре. // Вопросы кабардино-Балкарского музыкознания. Нальчик, 1995 .

    3.  Бгажноков Б.Х. очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983.

    4.  Гадагатль А.М. Адыгский эпос, III том, 1971. 157

    5.  Кулаковский Л.В. Песня, ее язык, структура судьбы. М., 1962. с. 18-19

    6.  Мазель Л. О мелодии. М.1952, с.25

    7.  Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978. с. 107

    8.  Налоев З.М. из истории «Песни большого ночного нападения» (Песня и история) // Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978.

    9.  Салакая Ш.Х. Абхазский народный героический эпос. Тбилиси. 1966. с.40
    10.  Чич Г.К. Песенно-музыкальная культура адыгов (Героические песни). //Культура и быт адыгов. Майкоп, 1991. Вып. VIII.
    Поиск
    Мини-чат
    300
    Календарь
    «  Декабрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31

    Copyright MyCorp © 2018 | Конструктор сайтов - uCoz