"Здесь теперь живет моя семья. Здесь мы спим, готовим и едим", - рассказал Осман Теморжи. Этим летом его семья бежала из Хомса, сирийского города, где уже почти два года не стихают бои. Осман, его жена Нора и сыновья Люай и Кюсай – адыги. В республике, где жили их прадеды и деды, они могут остаться еще на две недели - истекает срок действия визы, а документов нет.
"Мы были в Турции, когда наш дом попал под бомбежку. Тогда у меня случился инфаркт. Но я буду работать, чтобы прокормить семью. Я хочу остаться, здесь мои корни", - рассказал Осман Теморжи.
В Сирии Осман держал свою хлебопекарню - она также разрушена. В Адыгею Теморжи добирались через Турцию: сейчас там больше всего черкесов. Три чемодана с одеждой и сирийский кофе – это все, что осталось от прежней жизни.
С момента начала боевых действий в Сирии на свою историческую родину вернулось более 700 черксов. Их расселяют по съемным домам и квартирам. Центр адаптации репатриантов далек от идеальных представлений о домашнем уюте: в помещении, где теперь живет семья Теморжи, раньше был республиканский Союз чернобыльцев.
На окраине Майкопа на стройплощадке после работы собираются студенты и бизнесмены. Все они – репатрианты, жизнь которых уже сложилась. Их объединил древний национальный обычай - народная стройка. Они возводят первую в Адыгее гостиную для вернувшихся соотечественников.
"Эта гостиная для тех наших соотечественников, кто решил жить на своей родине. С людей будет взиматься минимальная плата на содержание дома. По сути, каждый будет давать столько денег, сколько сможет", - рассказал Неджет Мещев, сопредседатель Фонда репатриантов республики Адыгея.
Гостиную строят на пожертвования: собрали 3 миллиона рублей, но необходимо еще столько же. В фонде помощи репатриантам особо подчеркивают - это будет не гостиница, а гостиная.
"Сколько сможем, столько работаем. В воскресенье - 6 часов", - рассказал рабочий по имени Умит. Он - единственный на этом объекте профессиональный строитель, приехал из Турции 10 лет назад. Этой весной погиб его турецкий друг Илькай Тыж. Он собирался жить в Адыгее и помогать черкесам возвращаться в республику: "Илькай, наш друг, был очень добрым человеком. Если бы не он, мы бы даже не собрались здесь и не работали", - рассказал Умит.
Гостиная будет трехэтажной. На верхних этажах разместятся жилые комнаты, на первом – центры психологической и юридической поддержки. Раньше у даже у самого бедного черкеса был подобный дом: "Любой путник мог, допустим, заехать туда, привязать коня, зайти в эту гостиную, где было все необходимое для человека", - рассказал Аскер Шхалахов, руководитель комитета по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ.
Гостиную строят в первую очередь для тех, кто оказался в экстренной ситуации. Как, например, семья Теморжи. Переселенцы надеются, что им каким-то образом вышлют документы. Сейчас родители без работы, дети не могут ходить в русскую школу, но каждый день Люай и Кюсай проводят за уроками.
По данным ООН, в странах, которые граничат с Сирией, сейчас находятся более двух миллионов беженцев. Их лагеря расположены в Турции, Иордании и Ливане.
Просмотреть видеорепортаж Общественного телевидения России из Адыгеи можно по ссылкеhttp://www.otr-online.ru/news/11926.html